Изменение почтового индекса

Какие последствия влечет за собой изменение почтового индекса адреса, по которому расположено общество? Нужно ли вносить изменения в учредительные документы и представлять сведения об этом в государственные органы?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить, каков правовой статус почтового индекса. В соответствии с определением, данном в ст. 2 ФЗ от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ “О почтовой связи” и в п. 2 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 “Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи” почтовый индекс – это условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи. В то же время понятие “почтовый адрес” определено в п. 2 упомянутого Постановления Правительства РФ № 725 как “местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи”. Таким образом, почтовый индекс признается составной частью почтового адреса.

Вместе с тем правовые последствия для общества влечет не изменение его почтового адреса, а изменение его места нахождения. При этом понятие “место нахождения” прямо в законодательстве не определено. Так, в п. 2 ст. 54 ГК РФ и ст. 11 НК РФ лишь указано, что “место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации”. В связи с этим для ответа вопрос о том, с какой точностью место нахождения организации должно указывать на ее фактическое размещение, необходимо обратиться к сложившейся правоприменительной практике.

Так, ФАС Уральского округа при разрешении аналогичного вопроса использовалась ссылка на определение понятия “почтовый адрес”, данное в п. 2 указанного Постановления Правительства РФ № 725 (см. Постановление ФАС УО от 3 октября 2002 г. № Ф09-2418/02-ГК).

В практике ФАС Северо-западного округа были сделаны схожие выводы в отношении понятия “место нахождения организации”, используемого в налоговом законодательстве. Суд, основываясь на толковании положений ст.ст. 11 и 83 НК РФ и Приказа МНС РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309, указал, что адрес места нахождения организации для целей постановки организации на учет в налоговом органе должен представлять собой точный почтовый адрес с почтовым индексом (см. Постановления ФАС СЗО от 16 октября 2000 г. № А56-15114/00 и от 10 июля 2001 г. № А56-28167/00).

Читайте также  Избрание совета директоров

Наконец, правоприменительная практика регистрирующих органов, сложившаяся г. Москве, также исходит из того, что запись в учредительных документах юридического лица о месте его нахождения должна содержать конкретный адрес “с указанием индекса, улицы, дома и помещения” (п. 1 Информационного письма Московской регистрационной палаты от 10 сентября 1998 г. № МРП/8-16862). Несмотря на то, что данная практика сложилась еще до вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, ее сохранение косвенно подтверждается тем, что в подзаконных актах, устанавливающих формы заявлений о государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439) место нахождения организации также указано в виде полного почтового адреса с индексом.

Таким образом, практика применения норм гражданского и налогового законодательства о месте нахождения юридического лица идет по пути буквального толкования норм законодательства – под местом нахождения подразумевается конкретный почтовый адрес, включая почтовый индекс. На основании этого можно прийти к выводу о том, что изменение почтового индекса влечет за собой те же правовые последствия, что и изменение места нахождения организации.

К таким последствиям, в частности, следует отнести необходимость совершения следующих действий:

  1. Внесение изменений в учредительные документы организации и их государственная регистрация (в силу ст. 17 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”), путем представления в налоговый орган заявления по форме, утвержденной в Приложении № 7 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
  2. Представление заявления об изменении места нахождения в налоговый орган, в котором общество стоит на налоговом учете, в десятидневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах (в силу п. 4 ст. 84 НК РФ) путем подачи в налоговый орган заявления по форме, утвержденной в Приложении № 5 к Приказу МНС РР от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309;
  3. Представление сведений о внесении изменений в учредительные документы в территориальный орган государственной статистики. Несмотря на то, что прямо обязанность по представлению сведений об изменениях в учредительных документах в органы Госкомстата РФ не установлена ни в законодательстве, ни в регулирующих их деятельность подзаконных актах (в частности, и в п. 10 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. № 85, и в п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121 указано, что сведения о регистрации юридических лиц сообщают в Госкомстат сами регистрирующие органы), на практике необходимо самостоятельное представление таких сведений и получение справки о внесении в ЕГРПО, в которой место нахождение организации будет соответствовать указанному в ее учредительных документах;
  4. В том случае, если организация осуществляет внешнеэкономическую деятельность и состоит на учете участников ВЭД в таможенных органах – сообщение в таможню по месту своей государственной регистрации сведений об изменениях в учредительных документах не позднее 10 календарных дней с момента их государственной регистрации (в силу п. 4 Приказа ГТК РФ от 31 августа 2000 г. № 787 “О порядке учета участников ВЭД в таможенных органах РФ”).

В том же случае, если организацией не будут совершены действия по приведению записи в ее учредительных документах о ее месте нахождения в соответствие с изменившимся почтовым индексом, к ней может быть применена административная ответственность по ст. 126 НК РФ “Неправомерное несообщение сведений налоговому органу” и ст. 15.6 КоАП РФ “Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля”. Размер административных штрафов, налагаемых на налогоплательщика в соответствии со ст. 126 НК РФ, может составлять 50 руб. (поскольку предоставлению подлежит один документ – уведомление об изменениях в учредительных документах), а на должностных лиц в соответствии со ст. 15.6 КоАП – до 5 МРОТ, или 500 руб.

Вместе с тем не исключено, что в случае массового изменения почтовых индексов в централизованном порядке правоприменительная практика, складывающаяся по этому вопросу, изменится, и будет признано, что изменение одного лишь почтового индекса само по себе не влечет за собой изменение места нахождения организации (и, следовательно, необходимость совершать указанные выше действия).

Добавить комментарий