Коротко — о товарном знаке.

1. Товарный знак, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон о товарных знаках) представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товаров), зарегистрированное в качестве товарного знака в органе, осуществляющем регистрацию прав на товарные знаки (Российском Агентстве по патентам и товарным знакам).

Правовое значение регистрации обозначения в качестве товарного знака заключается в наличии у лица, обладающего товарным знаком (далее – правообладатель), определенных правомочий, а именно:

— использовать товарный знак в отношении товаров, для которых он зарегистрирован. При этом под использованием товарного знака понимается размещение товарного знака на товарах, на этикетках и упаковках товаров; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с оборотом товаров; в предложениях к продаже товаров; в сети Интернет, в том числе в доменном имени (адресе сайта) (ст. 4 Закона о товарных знаках);

— запрещать использование другими лицами товарного знака, а также сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (ст. 4 Закона о товарных знаках);

— предоставлять третьим лицам право использовать товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, на основании лицензионного договора (ст. 25 Закона о товарных знаках);

— передать все права на товарный знак третьему лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, на основании договора об уступке товарного знака (ст. 26 Закона о товарных знаках).

Товарный знак наделяет правообладателя исключительным правом использовать обозначение, составляющее товарный знак, применительно к определенным видам товаров.

2. Товарный знак регистрируется для определенных видов товаров и предоставляет правообладателю указанные выше правомочия лишь в отношении этих видов товаров (п. 2 ст. 3 Закона о товарных знаках, п. 2 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. № 19). Для определения видов товаров (в соответствии с Ниццким соглашением от 15.06.57, пересмотренным в Стокгольме 14.07.67 и в Женеве 13.05.77) используется Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). В настоящее время действует восьмая редакция данной классификации (от 2001 года), включающая в себя 45 классов товаров (работ и услуг), каждый из которых включает в себя перечень отдельных наименований товаров (работ и услуг). Товарный знак может быть зарегистрирован как в отношении всего класса или нескольких классов товаров, так и в отношении отдельных наименований товаров, входящих в один или разные классы.

Читайте также  Продажа приватизированного имущества

Например, товарный знак, зарегистрированный для товаров 6 класса МКТУ (Обычные металлы и их сплавы; металлические строительные материалы; передвижные металлические конструкции и сооружения; металлические материалы для рельсовых путей; металлические тросы и проволока; скобяные и замочные изделия; металлические трубы; сейфы; изделия из обычных металлов, не относящиеся к другим классам; руды) предоставляет указанные выше правомочия в отношении всех видов товаров, указанных в алфавитном перечне к данному классу товаров (который включает в себя значительное число наименований и в силу этого здесь не приводится).

В то же время товарный знак, зарегистрированный в отношении лишь нескольких конкретных наименований товаров, входящих в 6 класс МКТУ (например: арматура строительная, код E 060140; трубы водосточные, код E 060356; трубы, трубопроводы водопроводные, код E 060091) предоставляет правообладателю правомочия только в отношении этих конкретных видов товаров. На другие товары, входящие в 6 класс МКТУ (например: трубы, трубопроводы стальные, код E 060011, а также многие другие) права правообладателя такого товарного знака распространяться не будут.

Права, предоставляемые товарным знаком, распространяются лишь на те классы товаров (или конкретные виды товаров), в отношении которых зарегистрирован товарный знак и которые указаны в свидетельстве на товарный знак.

3. В качестве товарного знака может быть зарегистрировано словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение. В то же время в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, попадающие под установленные в Законе о товарных знаках ограничения.

Во-первых, принципиально не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака следующие обозначения (ст. 6 Закона о товарных знаках):

— не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

— вошедших во всеобщее употребление для обозначения тех товаров, для которых регистрируется товарный знак вида;

— являющихся общепринятыми символами и терминами;

— характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;

— представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров;

— содержащие элементы, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя либо которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;

— состоящие только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы,

Читайте также  Создание предприятия в Ростове

— тождественные или сходные с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.

Во-вторых, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, сходные с ранее зарегистрированными товарными знаками или иным образом нарушающие охраняемые законом права третьих лиц (ст. 7 Закона о товарных знаках). В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков:

— обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, зарегистрированными или заявленными на регистрацию (в том числе в других странах в соответствии с международными договорами РФ) в отношении однородных товаров. В то же время существование товарного знака не препятствует регистрации тождественного или сходного обозначения в качестве товарного знака в отношении других видов товаров;

— обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными (в порядке, установленном Приказом Роспатента РФ от 17 марта 2000 г. № 38) в отношении однородных товаров;

— обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом о товарных знаках;

— обозначения, тождественные охраняемому в РФ фирменному наименованию, промышленному образцу, знаку соответствия;

— обозначения, тождественные названию известного в РФ произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту (кроме случаев, когда имеется согласие обладателя авторских прав);

— обозначения, тождественные фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица (кроме случаев, когда имеется согласие этого лица или его наследника).

Обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака лишь в том случае, если оно не попадает под установленные в Законе запреты, а также не имеет сходства с товарным знаком другого лица, ранее зарегистрированным в отношении однородных видов товаров, и не нарушает иных прав третьих лиц (авторских прав, права на имя и других).

4. Регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Российским Агентством по патентам и товарным знакам РФ, далее – Роспатент) и включает в себя следующие этапы:

— подача заявки с приложением к ней определенных Законом о товарных знаках документов (ст. 8 Закона о товарных знаках);

— экспертиза заявки Роспатентом, включающая в себя формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения:

Читайте также  Обязанности регистратора ценных бумаг

— формальная экспертиза (проверка соответствия заявки требованиям Закона о товарных знаках) производится в течение месяца с момента подачи заявки (ст. 11 Закона о товарных знаках);

— экспертиза заявленного обозначения проводится с целью проверки возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, в том числе и соответствие заявленного обозначения критериям, указанным в предыдущем разделе (ст. 12 Закона о товарных знаках). Срок такой экспертизы законодательством не установлен, и на практике составляет от 12 до 18 месяцев. В процессе экспертизы обозначения Роспатент вправе запросить у заявителя дополнительные сведения и документы;

— регистрация в реестре осуществляется на основании решения о регистрации товарного знака в течение месяца с даты получения Роспатентом документа об уплате пошлины (ст. 14 Закона о товарных знаках);

— выдача свидетельства на товарный знак правообладателю осуществляется в течение месяца с момента регистрации (ст. 15 Закона о товарных знаках).

Учитывая длительность процедуры регистрации товарного знака и слабую урегулированность ее положениями Закона о товарных знаках, на практике для сокращения сроков регистрации заявители пользуются услугами патентных поверенных, то есть специализированных представителей, зарегистрированных в Роспатенте и оказывающих услуги по представлению интересов заявителей перед Роспатентом.

5. Как было отмечено выше, правообладатель может передавать третьим лицам права, принадлежащие ему на основании регистрации товарного знака, двумя способами: путем предоставления другому лицу права использовать товарный знак наряду с правообладателем (предоставление лицензии) и путем полной передачи другому лицу всех прав на товарный знак (уступка товарного знака).

При предоставлении лицензии правообладатель сохраняет право использовать товарный знак и запрещать его использование третьими лицами, а лицензиат (лицо, которому предоставляется право использовать товарный знак) приобретает право использовать товарный знак на условиях и на срок действия лицензионного договора.

При уступке товарного знака первоначальный правообладатель утрачивает принадлежащие ему права на использование уступаемого товарного знака, а новый правообладатель – приобретает их.

Как предоставление лицензии, так и уступка товарного знака могут быть осуществлены как в отношении всех, так и в отношении части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Лицензионный договор и договор уступки товарного знака должны быть зарегистрированы в Роспатенте. Неисполнение данного требования влечет их недействительность.

Правообладатель может распоряжаться товарным знаком как путем его полной уступки, так и путем предоставления другому лицу ограниченного во времени права его использования.

Добавить комментарий


Fatal error: Uncaught wfWAFStorageFileException: Unable to verify temporary file contents for atomic writing. in /home/flyjet/apekgroup.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php:52 Stack trace: #0 /home/flyjet/apekgroup.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php(659): wfWAFStorageFile::atomicFilePutContents('/home/flyjet/ap...', '<?php exit('Acc...') #1 [internal function]: wfWAFStorageFile->saveConfig('livewaf') #2 {main} thrown in /home/flyjet/apekgroup.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php on line 52